Черный лом: выгода повторной переплавки
Добыча железной руды из природных источников и получение из нее стали – дорогостоящий и трудоемкий процесс. Расходы на энергию, оборудование и рабочий персонал здесь очень велики. Переработка черного лома (металлических отходов, состоящих из железа и его сплавов) гораздо предпочтительнее как с экономической, так и с экологической точки зрения. Не нужно производить геологоразведочные работы, заниматься обогащением руды. Исключается сложная логистика, а также выплавка передельного чугуна. Причем на каждом этапе работы с рудой происходят выбросы, загрязняющие окружающую среду. По оценкам специалистов, производство стали из металлолома экономически выгоднее на 70%. Еще один его плюс – сохранение невозобновляемых природных ресурсов. Строительство крупных металлургических комбинатов с полным циклом сегодня уже можно считать редкостью во всем мире.
– При использовании металлолома сокращается расход первичных сырьевых материалов и топлива, снижаются выбросы парниковых газов, уменьшается коррозийное воздействие на почву. Ломопереработка в Беларуси уже давно стала полноценной отраслью экономики и доказала свою эффективность благодаря непосредственному участию и поддержке государства. Эта важная сфера приобретает все большее политическое значение. А стройная и стабильная система государственного заказа способствует бесперебойному снабжению литейных производств республики необходимым сырьем, – считает генеральный директор государственного объединения «Белвтормет» – директор ОАО «Белвторчермет» Алексей Аношко.
Валюта в страну
Ежегодно на отечественные промышленные предприятия с литейным производством государственное объединение поставляет более одного миллиона тонн собранного и переработанного вторичного сырья. Основным потребителем является сталелитейный гигант – Белорусский металлургический завод, куда «Белвторчермет» отправляет более 90% своей продукции. В числе других заказчиков – МТЗ, БЕЛАЗ, МАЗ, гомельский литейный завод «Центролит».
– Мы не пошли по пути России и Украины, где рынок ломопереработки был отдан в частные руки. У нас единые по всей стране цены. Наше объединение контролирует все потоки: от ломообразования до отгрузки конечному потребителю. А главная цель – предоставить БМЗ максимально качественное сырье по минимально низким ценам. Ведь металлургический завод является национальным достоянием Беларуси и входит в пятерку крупнейших поставщиков иностранной валюты в страну, – отмечает заместитель генерального директора государственного объединения «Белвтормет» по идеологической работе, кадрам и социально-бытовым вопросам Андрей Борисюк.
Потребность в металлоломе велика. Например, доля белорусского сырья, которое поставляется на БМЗ – около 40–45%. Недостающее количество предприятие закупает за рубежом, в основном в России.
– Поэтому наша задача – максимально вовлечь в оборот все металлические отходы, что образуются в республике как у юридических лиц, так и у домохозяйств, – подчеркивает Андрей Борисюк, – чтобы металлолом не валялся где-то на предприятиях, в лесах и на полях, не ржавел и не терял свои свойства.
Последний пункт назначения
Вторметовцы крайне заинтересованы в получении вторичного сырья от населения. Одна из площадок по приему бытового лома расположена в поселке Гатово на территории минского цеха – самого крупного структурного подразделения «Белвторчермета» в республике. В среднем в день люди сюда привозят около 80 тонн лома. Все сырье взвешивается и проходит радиационный контроль. Для удобства индивидуальных сдатчиков созданы все условия. В заготовительной точке организована «работа до последнего клиента». Расчет производится сразу же.
Благодаря ценовой политике, проводимой государством, люди более активно несут сдавать металлолом. Сегодня уже не встретишь столько металлического мусора на стихийных свалках, как в предыдущие годы. В марте 2017-го цены на бытовой лом были повышены на 30%.
Как сообщил начальник Минского цеха Сергей Лукашенок, самый дорогой «товар» – чугунный: 31 копейка за килограмм, стальной принимаем по 28 копеек. Смешанные отходы дешевле – 26 копеек.
В куче собранного металлического лома можно увидеть стиральные машины, ржавые лопаты, кухонную утварь, различные ин-струменты, ванны и батареи. Привозят сюда и старые автомобили. За непригодную легковушку можно выручить около 200 рублей.
После сортировки металл, разделенный по типам и категориям, отправляется на различные участки для наиболее эффективной переработки.
Например, кузов машины считается крупногабаритным ломом, поэтому сначала его отправляют в жерло разрывателя. Это место чем-то напоминает бункер. Два зубчатых вала, которые вращаются навстречу другу другу на медленной скорости, буквально раздирают автомобиль на куски. Разрыватель – предварительный этап подготовки корпусных изделий к шредерной переработке.
Сердце предприятия
Практически весь легковесный бытовой лом перерабатывается с помощью уникальной шредерной установки. Ее мощность – 2 тысячи лошадиных сил. Производительность – 60 тонн в час. За это время, к примеру, можно утилизировать более 100 легковых автомобилей.
Перегружатель перемещает лом на транспортер, затем его доставляют в дробильную камеру. На выходе получаются куски в 20– 30 сантиметров. Как будто сырье пропустили через мясорубку. Во время дробления металлолома с помощью системы аспирации устраняется пыль и грязь. Она действует как пылесос.
За процессом наблюдает оператор. Его рабочее место расположено прямо над лентой, защищено решетками и многослойным стеклом. Он управляет всем комплексом, отслеживает ситуацию по мониторам.
После дробления металл разделяется сепаратором на черный и цветной. Здесь тоже есть своя система очистки, которая устраняет все неметаллические объекты: резину, пластик, стекло.
– Итог работы – шредерный лом. Это самый дорогой вид продукции, наиболее востребованный в мировой практике. Его считают «золотом» нашего предприятия. Лом получается очень мелким и очень чистым, почти без вредных примесей, имеет высокую насыпную плотность. Степень засоренности – до 1%, что дает возможность выплавлять качественный металл, – делится информацией заместитель генерального директора по производству государственного объединения «Белвтормет» Сергей Гладкий.
Шредерный комплекс произведен в Германии. Его закупили в 2006 году (стоимость – более 5 млн евро). Таких уникальных установок в республике всего две. Вторая находится в Гомеле. Специалисты называют шредер "сердцем" предприятия.
Вписаться в габарит
«Белвторчермет» систематически обновляет основные производственные мощности, причем за счет собственных средств. Внедряются энергосберегающие технологии. Уменьшается доля ручного труда.
Есть на заводе и свой железнодорожный участок. Отсюда лом в вагонах направляется в литейные цеха заводов.
– Наша стратегическая цель – не только нарастить количество, но и улучшить качество продукции, – утверждает Сергей Гладкий. – Мы производим лом определенных габаритов, который очень выгоден для потребителя. К примеру, если большой кусок металла бросить в электропечь, он там будет долго вариться. Поэтому требуется нарезка и раскройка. Маленькие кусочки плавятся быстрее.
Если легковесный металлолом в основном идет на шредерный комплекс либо на пакетирование, то тяжеловесный отправляется на огневую резку либо на специальные пресс-ножницы. Их стоимость – около 1,5 млн евро. В Гатово функционируют два комплекса «ножниц», самых мощных в республике, с усилием реза 1300 и 1600 тонн. В следующем году аналогичным оборудованием планируется оснастить Борисовский цех.
– Встречаются такие крупные металлические элементы, что без огневой резки не обойтись: их невозможно даже современной техникой победить. Это наиболее экономически целесообразный способ переработки подобных конструкций, – добавляет Сергей Гладкий.
На заводе также установлена линия по брикетированию стружки. Сначала она просеивается на так называемых грохотах. Их энергопотребление минимальное. Затем, после дробления, стружка идет под пресс.
– Дело в том, что в сыпучем виде она обладает низкой металлургической ценностью, поясняет замдиректора по производству. – Быстро сгорает в печи, а на выходе – практически ничего, только угар. Брикеты в виде таблеток – идеальный материал для переплавки. Такая «таблеточка» весит более 20 кг.
И еще одна уникальная установка Минского цеха – эстакадный капер для колки крупного чугуна, единственный в республике. Там происходит переработка крупных станин, труб, противовесов. Сама процедура называется «бой чугуна посредством копра» – его бомбит стальная «баба» весом в 15 тонн.
Социальные приоритеты
На ОАО «Белвторчермет» (в Минске и Минской области) се-годня трудится 726 человек.
– У нас низкая текучесть кадров. Люди ценят и дорожат своим рабочим местом, а предприятие в свою очередь заботится о них. Для развития творческой инициативы регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства. На днях наши работники принимали участие во 2-м международном конкурсе «Лучший по профессии», который проводился в Смоленске, белорусские черметовцы привезли из России два золота, одно серебро и бронзу! – рассказывает Андрей Борисюк.
Сотрудникам и членам их семей организовано санаторное оздоровление, предлагается посещение бассейнов и спортзалов. Наниматель также оплачивает услуги качественного медицинского обследования. Предусмотрены дополнительные выплаты для женщин, находящихся в декретном отпуске, а также по случаю юбилеев и свадеб. К слову, у многих работников – многодетные семьи. Не забываем о своих ветеранах и пенсионерах – всегда чествуем их в праздничные дни – здесь отдельная благодарность нашей сильной первичной профсоюзной организации.
Есть на «Белвторчермете» и семейные династии. Такие люди – гордость и «золотой фонд» предприятия. Например, общий трудовой стаж династии Мирончиков перешагнул отметку в 80 лет.
– И это не считая, что здесь работала еще моя мама сразу после создания производства в 1968 году. С каждым годом завод в Гатово хорошеет. Не помню, чтобы когда-нибудь задерживались зарплаты, даже в нелегкие 90-е, – говорит Александр Мирончик, который в 1976 году начинал на «Белвторчермете» слесарем-ремонтником, а сейчас работает прессовщиком лома и отходов.
Сегодня эту династию представляют четыре человека: сам Александр Николаевич, двое его сыновей и невестка. Старший, Сергей, – главный энергетик предприятия, его жена Елена – приемосдатчик грузов, лома и багажа, Андрей – инженер-энергетик.
У Андрея подрастают двое сыновей, так что трудовая история большой семьи, возможно, будет прирастать новыми страницами.